27 июня 2018 года

О правовых проблемах возвращения политзаключенных в Украину рассказала Елена Дроздова

Украина предпринимает все возможные шаги для возвращения своих граждан, осужденных в других странах, домой. Но на практике этих усилий оказывается мало, так как в последнее время вопрос возврата украинских заключенных из-за рубежа, в большинстве случаев, имеет политическую подоплеку.

Почему Украине не удается вернуть своих граждан, осужденных в РФ, — информационное агентство УНИАН разбиралось вместе с директором АБ «Дроздова и партнеры» Еленой Дроздовой.

Эксперт, в частности обратила внимание, что в настоящее время единого документа, который содержал хотя бы примерный перечень и описание механизмов возвращения заключенных не существует. Поэтому наиболее эффективным способом остается ведение переговоров на уровне омбудсменов и правительств соответствующих стран.

«Такой механизм имел место, например, во время первого возвращения заключенных украинцев из оккупированного Крыма в Украину. Поскольку украинский омбудсмен по веским основаниям отказалась провести процедуру в соответствии с Конвенцией о передаче осужденных лиц между государствами (Россия в документах настаивала, что Крым – это территория России, — УНИАН), она вместе с омбудсменом РФ в течение года в ходе переговоров между офисами уполномоченных по правам человека и с другими органами государственной власти искали другие способы. В частности, решался вопрос навязанного осужденным украинцам российского гражданства и имел место обмен официальными документами, в том числе о подтверждении готовности украинских учреждений исполнения наказания принять указанных лиц для продолжения отбывания наказания. Такой механизм получил название ad hoc, поскольку выходил за пределы любых конвенций и правил», — рассказала Е.Дроздова.

Также, по ее словам, имеет место такой механизм как издание уполномоченными международными органами резолюций, которые, хоть и носят преимущественно рекомендательный характер, но, по крайней мере, привлекают внимание мирового сообщества.

Например, Резолюция Европейского Парламента относительно украинских заключенных в России и ситуации в Крыму, в которой было признано нарушением прав человека отселение украинских заключенных в отдаленные уголки РФ для продолжения отбывания наказания (поскольку это нарушает их права на беспрепятственную коммуникацию с родственниками и правозащитниками).

Отдельно стоит отметить, что международная практика возвращения заключенных позволяет выработать ряд закономерностей по поводу того, как статья, по которой осужден человек, влияет на сложность процедуры его возврата на родину.

По словам Елены Дроздовой, хотя это нигде и не регламентируется, в принципе, под Конвенцию подпадают все заключенные, независимо от того, совершили ли они убийство или решились на мелкую кражу. Однако на деле ситуация иная — чем тяжелее статья, по которой человек осужден, тем меньше шансов на то, что его могут отдать.

Кроме того, следует различать понятия «политический заключенный» и осужденный «по политическим мотивам». Первый — тот, кто был осужден за политическую, правозащитную или иную подобную деятельность или исключительно на основании расовой, этнической или национальной дискриминации. Очевидно, что в отношении таких заключенных применяются более строгие меры наказания и надзора, а процедура их возврата значительно усложняется наличием сильного политического подтекста. Человек же, осужденный по политическим мотивам, приобретает такой статус из-за того, что используется соответствующим государством для пропаганды или легализации дальнейшего преследования представителей этого же государства, что часто имеет место в условиях межгосударственного конфликта. Такое осуждение используют как средство давления на государство, а, следовательно, процедура возврата будет затягиваться до тех пор, пока не будет найден компромисс между сторонами.